The Деньги

Игры на рынке инвестиций

Геймификация

Все большее число финансовых организаций меняет привычную модель взаимодействия с клиентом. Сегодня геймификация — не игрушки, а рабочий инструмент в сфере инвестиций.


Геймификация – это подход, предполагающий применение игровых техник в неигровых сферах, например, образовании, маркетинге, HR, здравоохранении, управлении финансами и других. Использование геймификации способствует максимальной вовлеченности клиентов в процесс, повышению лояльности аудитории и росту продаж. Помогает или мешает геймификация в инвестициях – расскажем в этой статье.

Упрощаем

Каждый день мы сталкиваемся с сотнями диалоговых окон, сообщений, цифр, графиков и прочей информацией. Систематизировать ее помогают игры – доступный каждому с детства формат взаимодействия. Сейчас, во взрослом возрасте, игра становится естественным инструментом познания благодаря понятным правилам и четкой логике.

Игровой подход широко используется в бизнесе: модели его реализации включают ПО, платформы, мобильные приложения, аппаратное обеспечение и т.д. Аналитики прогнозируют рост глобального рынка геймификации. Они говорят, что к концу 2022 года он достигнет $22,9 млрд. Для сравнения: в 2022 году эта цифра составила $9,1 млрд.

Для чего нужна геймификация


Потенциал игровых механик отмечал еще в 1982 году американский теоретик Томас В. Мэлоун. Он говорил, что видеоигры того времени могут послужить вдохновением для оптимизации работы других индустрий. Однако один из самых удачных примеров того времени – это не видео, а так называемая «настолка». Тогда на основе всем известной «Монополии» McDonald's создал свою игру. Она представляла собой лотерею со стикерами, которые можно было обменять на призы.

Важным этапом в развитии геймификации стало появление смартфонов в 2010 годах. Вместе с ними приобрели популярность различные приложения, в той или иной мере использующие элементы геймификации. Уже во второй половине десятилетия они стали использоваться во многих приложениях – от спортивных до банковских.

Популярность игрового подхода обусловлена ключевыми бизнес-задачами, которые он способен решить:
• Изучение потребностей целевой аудитории.
• Тестирование новых продуктов за счет качественной обратной связи.
• Привлечение новых клиентов.
• Повышение вовлеченности и лояльности аудитории.
• Повышение узнаваемости бренда.
• Рост продаж за счет увеличения потребности в продукте, доли повторных покупок, величины среднего чека.
• Обучение работе со сложными продуктами
• Возможность вирального распространения информации о продукте.

Геймификация и инвестиции


Финансовая сфера опирается на геймификацию особо, отдавая этому элементу ключевую роль. Ведь обычный среднестатистический человек с осторожностью относится к цифрам, а формат игры позволяет обращаться с ними просто и безболезненно. В финансах, как и в любой другой сфере, геймификация держится на базовых принципах, выведенных непосредственно из механики игр:

• вызов;
• настойчивость;
• четкая цель;
• обратная связь;
• опыт поражения;
• мотивация;
• поощрение;
• обучение.

То есть геймификация максимально прозрачна и позволяет добиться конкретных результатов – если, конечно, следовать правилам и проявлять активность.

Геймификация в инвестициях. Помогает или мешает?

В декабре 2020 года приложение американских брокеров Robinhood привлекло внимание медиа, а затем и регуляторов рынка. Онлайн-брокера обвинили, что он использует геймификацию для удержания внимания пользователей, побуждая их совершать как можно больше сделок и терять доходность. Так ли это на самом деле? Действительно ли геймификация стимулирует брокеров чаще торговать, что может вести к убыткам?


Ответ на этот вопрос попытались дать специалисты Лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики ВШЭ и Университета Торонто. В их эксперименте приняло участие 600 брокеров, которые торговали на двух платформах, при этом одна из них предусматривала элементы геймификации. Оказалось, что торговля на геймифицированной платформе повышает толерантность к риску у частных инвесторов. А некоторые эксперты даже считают, что геймификация стирает грань между азартными играми и инвестициями.

Но есть и другое мнение – от регуляторов рынка. Они считают, что главное все же – оценка квалификации инвестора и стратегии его инвестиционной деятельности. Если это будет учтено при разработке брокерского приложения, то сам формат подачи информации не сильно повлияет на принятие решения о покупке того или иного продукта. В конце концов, у людей должно оставаться право самим набивать себе шишки там, где они сами хотят это сделать.