The Деньги

Краудлендинг и другие способы привлечения средств. Сравнение

Ликбез

Существует несколько инструментов привлечения денег в бизнес. Это можно сделать с помощью краудлендинга, частных инвесторов, банковского кредита и эмиссии облигаций. Способ финансирования зависит от целей и индивидуальных особенностей компании.


На старте своего бизнеса многие предприниматели встают перед выбором: развивать дело за счет личных ресурсов или привлечь капитал со стороны? Важно понимать, что инвестиции – это целый проект, который отнимает у основателя компании много времени и сил. И, если со своими сбережениями все понятно, то по поводу поиска сторонних финансов возникают вопросы: какие инструменты рынка инвестиций существуют? Что важно знать, привлекая финансирование? Рассмотрим несколько самых популярных способов привлечения капитала в малый бизнес.

Краудлендинг



Краудлендингом называется способ кредитования группой инвесторов. Его ключевым звеном является инвестиционная онлайн-площадка. С помощью краудлендинга можно привлечь до 200 млн. рублей. Процентная ставка – до 35%. Весь процесс ведется онлайн, деньги можно получить в течение нескольких дней.


Обычно подобное кредитование выбирают компании, не имеющие ликвидных залогов, со средней годовой выручкой от 5 млн. рублей. Деньги им нужны на развитие бизнеса или реализацию госконтракта.
Чтобы получить заем, компания оставляет заявку на площадке, затем проходит через процедуру скоринга, получает оценку финансового состояния и только затем заявка размещается. Компании с высоким риском дефолта к размещению на площадке не допускаются.

Частные инвесторы



Частный инвестор привлекается, как правило, с помощью продажи доли бизнеса либо выдачи займа. Можно встретить и комбинированные схемы, когда и покупается доля в компании, и выдается заем. Также есть схема конвертируемого займа, при которой компания расплачивается с инвестором долей, если ей не удается вернуть деньги в срок.


От других способов привлечения средств частное инвестирование отличается отсутствием четких правил, а ожидания конкретных инвесторов зависят от инвестиционных аппетитов, наличия отраслевой специализации в инвестициях и многих других факторов. Огромный минус подобного способа привлечения средств – это потеря компанией самостоятельности в принимаемых решениях, особенно стратегических.

Привлечь можно практически любую сумму – от нескольких сотен тысяч до несколько сотен миллионов рублей. Среднее ожидание по окупаемости инвестиций – от 1 года до 3 лет.

Кредитование с помощью частного капитала выбирают компании, готовые допустить в бизнес еще одного участника. Как правило, целью привлечения стороннего капитала является выход на новые рынки или выпуск нового продукта.

Банковское кредитование



Банковский кредит – это денежная ссуда, предоставляемая банками и другими финансовыми организациями. Обеспечивается он товарно-материальными или золотовалютными ценностями, ценными бумагами и долговыми обязательствами. Ссуда предоставляется под залог. В качестве такового могут выступать транспорт, недвижимость или оборудование.


Сумма, которую можно получить в банке – от нескольких миллионов до нескольких десятков миллионов под средний процент 35%. Обычно заем выдается на 3-5 лет.

К такому способу кредитования прибегают компании, у которых есть ликвидные залоги и поручители, а их средняя годовая выручка составляет больше 50 млн. рублей. Цель банковского займа – развитие бизнеса или пополнение оборотных средств. Для того, чтобы получить кредит, компания проходит через банковский скоринг и получат оценку финансового состояния.

Облигации



Эмиссия облигаций – это выпуск компанией ценных бумаг для их дальнейшей продажи инвесторам, которые будут получать доход с облигаций, также они имеют возможность продавать их по рыночной цене. Облигации бывают биржевыми и внебиржевыми (коммерческими). Ставки по вторым обычно выше, а выпустить их может практически любая компания. Скорость продажи облигаций зависит от инвестиционной привлекательности проекта. Таким способом можно получить от 50 млн. рублей до несколько сотен миллионов.


К выпуску облигаций, как правило, прибегают компании со среднегодовой выручкой от 100 млн. рублей. Это инвестиционно привлекательные компании, которые давно существуют на рынке.

Облигации пользуются большим спросом у инвесторов, так как их права в этом случае максимально защищены. Для самих же компаний они являются более доступным инструментом рынка инвестиций, чем, например, банковский кредит. При выпуске облигаций не надо предоставлять залог, также в этом случае более быстрый скоринг.

Выводы


Инструменты привлечения финансирования зависят от целей компании и ее специфических особенностей. Так, например, для микро, малого и среднего бизнеса проще привлечь деньги с помощью краудлендинга. При наличии времени, крупного залога, поручителей и специфической финансовой модели проекта имеет смысл обратиться в банк.


Если бизнес высокорисковый или у владельца есть желание привлечь партнера, то стоит рассмотреть частное инвестирование. Чтобы получить крупные суммы на долгий срок, целесообразно рассмотреть вариант эмиссии облигаций.