Краудлендинг в России. Перспективы инвестирования

Сегодня малый бизнес, несмотря на активную правительственную поддержку, испытывает трудности с получением средств на развитие. Что касается банков, то им малый бизнес кредитовать невыгодно. При этом, в России работают тысячи успешных небольших компаний. Для них решением проблем с финансированием может стать краудлендинг.
Народное кредитование
Слово краудлендинг произошло от англ. crowd — толпа, lending – предоставление займа, ссуды. То есть буквально оно означает «кредитование толпой». В этом и есть основное отличие краудлендинга от классического кредитования – здесь в роли банков выступают физические лица. Они и дают компаниям ссуду на определенное время и под проценты.

Местом встречи заемщиков и инвесторов выступают специализированные краудлендинговые платформы.
Работают они следующим образом:
Подобная схема превосходит банковскую по скорости и удобству обслуживания. Весь процесс проводится онлайн, отсутствует привязка к какому-либо банку, не нужно открывать расчетный счет и месяцами ждать поступления денег.
Перспективы
Еще 5 лет назад никто из крупных игроков финансового рынка даже не хотел всерьез обсуждать краудлендинг. Их позиция была частично оправдана: рынок во многом был стихийным, заемщиков толком никто не проверял и не оценивал, а инвесторов часто обманывали. Позитивные изменения в этом сегменте рынка произошли 2020 году, когда Центробанком были сформулированы четкие правила его регулирования.
С 1 января 2020 года вступил в силу закон, обязывающий платформы к 1 июля 2021 года войти в специальный реестр Банка России или прекратить работу в этой сфере. Этот закон призван отсеять недобросовестных заемщиков и защитить права инвесторов. Рынок стал более прозрачным.
Пока на этом рынке громких историй, как на Западе, мало. На зарубежных сайтах, например, можно почитать рассказы о небывалом взлете бухгалтерской компании или магазина по продаже спортивной атрибутики. Лейтмотив у них одинаковый: компании нужны были деньги на начало или развитие бизнеса, но банки готовы были предложить лишь небольшие суммы или требовали залог. Решением стал краудлендинг.
И тем не менее, есть и российские примеры. Так сеть футбольных клубов FootyBal за 2 года привлекла через краудлендинговую платформу более 180 млн. рублей. Этой суммы хватило, чтобы открыть еще 4 спортивные школы и увеличить объем выручки с 7 млн. рублей в месяц до 35 млн. рублей.
И тем не менее, есть и российские примеры. Так сеть футбольных клубов FootyBal за 2 года привлекла через краудлендинговую платформу более 180 млн. рублей. Этой суммы хватило, чтобы открыть еще 4 спортивные школы и увеличить объем выручки с 7 млн. рублей в месяц до 35 млн. рублей.
Немного цифр
Сегодня объем российского рынка кредитования малого и среднего бизнеса оценивается в 7 трлн. рублей. Даже если в этом году объемы краудлендинга дорастут до 40 млрд. рублей, это составит всего лишь половину процента от средств, необходимых МСБ.
Так что спрос на деньги со стороны малого и среднего бизнеса неисчерпаем.
По мере реализации инициативы ЦБ по регулированию рынка краудфандинга к нему будет расти доверие и со стороны инвесторов. Даже с учетом всех рисков он по-прежнему является одним из высокодоходных и менее затратных по времени способом инвестирования, а любых проблем можно избежать, если знать об угрозах заранее.
Так что, по прогнозам экспертов, в Российской Федерации существуют все необходимые условия для динамичного развития этого варианта финансирования.