Краудлендинг – способ выжить в трудные времена малому и среднему бизнесу

Сейчас малый и средний бизнес переживает не лучшие времена. Высокие проценты по кредитам, подорожание производственных материалов, сложные логистические цепочки, блокировка соцсетей. И это далеко не все проблемы бизнеса, которые приходится преодолевать предпринимателям.

А между тем, именно малый и средний бизнес – двигатель развития экономики страны. Деятельность МСП способствует снижению уровня безработицы и стимулирует рост ВВП страны.

Для некоторых предпринимателей в условиях кризиса вопрос поиска финансирования на продолжение своей деятельности встал довольно остро. Как осуществляется помощь малому бизнесу? Есть ли у МСП альтернативные источники финансирования и можно ли с их помощью привлечь средства в новых экономических реалиях?
Почему банки не «любят» малый и средний бизнес и какая ситуация с кредитованием сейчас
Для начала определимся, что такое малый и средний бизнес для банков. К предприятиям среднего бизнеса относятся компании, оборот которых меньше 2 млрд. в год, а малый – меньше 800 млн. в год.
В России кредитование бизнеса осуществляется по льготным ставкам с привлечением специальных программ финансирования. Но те компании, что прошли всю бюрократию, знают, как непросто в них попасть, и как много времени на это нужно.
Судите сами: согласно данным единого реестра субъектов предприятий малого и среднего бизнеса на 10 января 2022 года в России зарегистрировано 5,8 млн. предпринимателей. Из них по итогам 2021 года только 420 тыс. имели действующие кредиты. Для сравнения: на конец 2019 года кредиты имели 275 тыс. МСП. Таким образом, предпринимателей, взявших кредит для бизнеса в банках, стало больше, но их по-прежнему немного.
Почему банки неохотно идут на кредитование малого и среднего бизнеса?
Предприятие не имеет кредитной истории.

Бизнес молодой и небольшой.
Для банка компания, которой меньше 3-х лет, считается стартапом, а их кредитовать опасно.
Недостаточная отчетность. Платежеспособность заемщика банки оценивают на основании его бухгалтерской отчетности – это десятки документов. Но обычно МСП ведет отчетность по упрощенной схеме, как и требует налоговая. Например, банку может потребоваться ежеквартальный баланс, который никто не ведет, так как в налоговую он не предоставляется.
Риск для банка. Только финансовой отчетности мало, чтобы понять, будет ли бизнес существовать завтра и сможет ли он расплатиться по долгам. Кроме того, в кризисные времена первыми страдают именно предприятия среднего и малого бизнеса. Процент невыплат кредитов с их стороны составляет 15%.
Высокие затраты на оформление кредита. Часто МСП нужны небольшие кредиты – 1-2 млн рублей, это очень небольшая сумма для банка. Так что банку проще выдать кому-нибудь автокредит, чем проверять десятки документов и оплачивать операционные расходы на оформление
Отсутствие материальных активов. Залогом на случай невыплаты кредита должно выступать имущество компании. У малых и средних предприятий его часто нет, либо оно арендованное. Для банков такие предприятия являются неплатежеспособными.
Почему краудлендинг становится выходом в таких условиях?
Сейчас именно краудлендинг становится альтернативой банковскому варианту финансирования, когда кредитование малого и среднего бизнеса происходит напрямую, с помощью физических лиц, а объединяет заемщиков с кредиторами краудлендинговая платформа. Она проверяет заемщиков, гарантирует безопасность сделки и получает процент.
Почему краудлендинг становится выходом в таких условиях?
Сейчас именно краудлендинг становится альтернативой банковскому варианту финансирования, когда кредитование малого и среднего бизнеса происходит напрямую, с помощью физических лиц, а объединяет заемщиков с кредиторами краудлендинговая платформа. Она проверяет заемщиков, гарантирует безопасность сделки и получает процент.
Главные преимущества краудлендинга перед банками – простота подачи заявки и быстрое решение. Заем получить можно даже на стартап.
Еще несколько причин, почему МСП стоит обратиться к краудлендингу, особенно в условиях кризиса:
Быстрое реагирование. Краудлендинговые платформы быстрее, чем банки, адаптируются к ситуации. Инновационные технологии скоринга позволяют анализировать большой объем данных о потенциальном заемщике по самым разным параметрам.
Высокая заинтересованность. Банки, в первую очередь, заинтересованы в кредитовании крупного бизнеса. Затраты на обслуживание таких кредитов быстро окупаются. А что могут предложить банкам, например, интернет-магазины, у которых часто нет офиса, сотрудников и оборудования? Для краудлендинга же малый бизнес, наоборот, желанный клиент. Здесь качественные заемщики на вес золота, поэтому весь сервис площадки строят вокруг них.
Скорость. Краудлендинг заточен на сокращение времени предоставления займа. Все делается онлайн – никаких походов в офис. Нет и бумажной волокиты – процессы рассмотрения анкеты заемщика автоматические.
Принимая во внимание все эти плюсы, можно сказать, что кредитование малого и среднего бизнеса с привлечением краудлендинговых платформ для МСП становится реальной возможностью выжить в условиях кризиса. Эксперты финансового рынка заявляют: когда наступит осознание новой реальности с упором на импортозамещение и закончится перестройка логистических цепочек, то объемы краудлендинга возрастут. В перспективе рынок может прийти к модели, когда каждый второй предприниматель будет использовать в своей деятельности крауд-финансирование. Исполнится ли этот прогноз? Поживем – увидим!